Городская гериатрическая служба. Городской гериатрический медико-социальный центр.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Городской гериатрический медико-социальный центр
Городская гериатрическая служба

+7(812)490-04-92 Колл-центр

+7(812)251-49-12 "горячая линия"(будни 9-17)

Версия для слабовидящих 

 

С нарушениями слуха

С нарушениями слуха

Советы по общению с людьми, имеющими нарушения слуха:

  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
  • Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
  • Некоторые люди могут слышать, но отдельные звуки воспринимают неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
  • Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это неважно...». Сообщения должны быть простыми.
  • Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
  • Люди, которые очень плохо слышат, часто могут читать по губам. Но лучше спросить об этом при первой встрече. Если Ваш подопечный обладает этим навыком, при общении нужно соблюдать ряд  правил:
    • Только три из десяти слов хорошо прочитываются;
    • Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов;
    • Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
  • Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
  • Находитесь как можно ближе к человеку, с которым вы разговариваете. Так  ему будет легче вас понимать, следить за движениями губ, языком тела, визуальными подсказками, которые дадут знать, о чем идет речь. Выбирайте для разговора тихое место.
  • В общении Вам могут помочь письменные принадлежности. Носите их с собой, чтобы облегчить при необходимости общение с подопечными.
  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
  • Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
  • Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение, использовать более простой оборот речи. Используйте жесты.
  • Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
  • Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
  • Не меняйте резко тему разговора. Используйте переходные фразы.

Рекомендации врачей для гигиены и профилактики нарушений слуха у пожилых людей:

Чистите уши. Сера, которая образуется в ушах, может забить слуховой канал. Каждый день протирайте уши полотенцем, смоченным в теплой воде.