С нарушениями опорно-двигательного аппарата
Движение – это свобода. Об этом хорошо знают люди, ограниченные в возможности передвигаться. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, человеку больше требуется усилий и энергии, чтобы выполнять отдельные действия. Трудности могут иметь следствием пассивность и уныние, в конечном итоге – беспомощность и потерю независимости. Оставаясь активным, человек способен помочь себе, улучшить свое состояние и вновь ощутить себя полноценным членом общества.
Степень нарушения у пожилого человека функции опорно-двигательного аппарата может быть различной, от легкого прихрамывания, до постоянного использования инвалидной коляски.
Общие рекомендации врачей, связанные с использованием компенсирующих методик и приемов:
- Врач-специалист при индивидуальном обследовании пациента с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, как правило, подбирает для него специальные упражнения, способствующие повышению тонуса.
- Пожилой человек может выполнять обычные занятия по дому, увеличивая скорость их выполнения. Например, можно справляться с уборкой комнаты не за полчаса, а за 15-20 минут. Можно также увеличить время выполнения отдельной операции, разбив ее на множество этапов. Например, собираясь пить чаю на диване перед телевизором, можно отдельно сходить на кухню за чашкой, сахарницей, чайной ложечкой.
- Если какие-то движения даются с трудом, он может стараться выполнять их не реже, а, наоборот, как можно чаще.
- Хорошее упражнение – ходьба, чем больше подопечный будет ходить, тем лучше. Можно выполнять это упражнение с книгами, перенося их из комнаты в комнату.
- Можно использовать упражнение с креслом: положите руки на подлокотники и начинайте подниматься с кресла, постепенно вставая, затем медленно садитесь, упираясь руками в подлокотники.
- Можно выполнять упражнения лежа на полу, вставая, либо переворачиваясь на живот, а затем вставая, опираясь на кисти и колени.
- Могут выполняться различные виды растяжек, в частности, для запястий, плеч, верхней части туловища, икр, бедер, ног.
При взаимодействии с подопечным, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, не может рекомендовать подопечному конкретные упражнения, он обязан проконсультироваться со специалистом-медиком.
В заключение, выделим ряд особенностей взаимодействия с человеком, использующим для передвижения инвалидную коляску.
- Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Многие люди, пользующиеся инвалидной коляской, не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
- При контакте, по-возможности, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если Ваше предложение о помощи принято, получите инструкции и следуйте им.
- До начала движения убедитесь в доступности мест, куда Вы собираетесь пойти с человеком на коляске. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
- Начинайте катить коляску медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не начинайте катить коляску без разрешения.